Пептидотерапия ревматоидного артрита

Ревматоидный полиартрит – это аутоиммунное системное воспалительное заболевание соединительной ткани, с преимущественным поражением суставов в виде хронического эрозивно-деструктивного, прогрессирующего артрита. В настоящее время это уже не редкая болезнь – считают, что ревматоидный полиартрит встречается у 0,5-1 % населения.

Серьезную медико-социальную проблему представляет высокий уровень инвалидности при этом заболевании (около 70 %). Причем, инвалидизация происходит довольно рано. Если учесть, что в последние десятилетия ревматоидный артрит все чаще возникает у молодых людей, и отсутствуют эффективные и безопасные аллопатические методы лечения – понятна огромная социальная значимость этого вопроса.

Относительно причин заболевания в большинстве современных руководств о ревматоидном артрите бытует фраза «этиология неизвестна». Установлена генетическая предрасположенность к развитию заболевания. Например, доказана взаимосвязь ревматоидного артрита с наличием генов HLA DR1, DR4, DRW4, DW4, DW14. Наследственную предрасположенность могут проявлять инфекционные факторы.

Ранее считалось, что важную роль в происхождении заболевания играет бета-гемолитический стрептококк, его роль не отрицают и сегодня. Но в современных источниках больше говорят о значении вирусной инфекции. Здесь обычно называют вирус Эпштейна-Барр и другие разновидности герпеса, вирус краснухи, цитомегаловирус, группу ретровирусов. Также активно обсуждается роль микоплазм – микробов, близких к бактериям, но без клеточной стенки. Возможно влияние гормональных факторов – известно, что ревматоидный полиартрит часто развивается у женщин после беременности и родов, а также в климактерическом периоде. Среди провоцирующих факторов указываются также стресс, травма, переохлаждение.

Увеличение заболеваемости ревматоидным артритом, особенно среди молодых лиц, на сегодняшний день создало серьезную проблему в отношении лечебных подходов. Инвалидизация при этом заболевании достигает 70 %. При этом, существующие методы лечения очень несовершенны. Стандартные схемы лечения сосредоточены на облегчении боли и подавлении воспаления, хирургической коррекции суставных деформаций. Такой подход может лишь замедлить прогрессирование болезни и уменьшить тяжелые последствия. Препараты, подавляющие воспаление при ревматоидном артрите – это обычно средства из разряда сильных иммунодепрессантов. Помимо очевидного тотального подавления иммунной защиты, эти средства обладают очень тяжелыми побочными эффектами, и сами по себе, способны привести к инвалидности. Тем более что общепринятое лечение подразумевает практически пожизненный постоянный прием этих лекарств.

Современные стандарты лечения ревматоидного артрита включают длительное применение следующих групп лекарственных препаратов:

• Нестероидные противовоспалительные средства;
  • Глюкокортикостероидные (гормональные) препараты;
  • Базисные препараты – сюда относят группы препаратов золота, антималярийных, Д-пеницилламины, сульфаниламиды;
  • Цитостатические средства (чаще всего применяют метотрексат);
  • Группа биологических препаратов (средства, полученные генно-инженерным путем, их эффект, в конечном итоге, тоже сводится к иммуносупрессии).

При этом во всем мире давно и успешно применяются натуротерапевтические методы лечения ревматоидного артрита. В настоящем сообщении мы представляем результаты лечения пациентов с ревматоидным полиартритов с использованием пептидотерапии в сочетании с системной детоксикацией.

Наблюдение 1. Пациентка Б., 27 лет, обратилась в январе 2012 г. с жалобами на боли в мелких суставах кистей рук и стоп, утреннюю скованность в суставах, общую слабость. Эти симптомы возникли через год после рождения ребенка. Проведено обследование, установлен диагноз ревматоидного полиартрита.

Лабораторные исследования показали значительное повышение уровня высокоспецифичного маркера заболевания – антител к виментину (до 984 Ед/мл, при норме до 30 Ед/мл). Кроме того, у пациентки обнаружен аутоиммунный тиреоидит с высоким уровнем антител к тиреопероксидазе (до 1100 МЕ/мл). Пациентке было предложено лечение иммуносупрессантами, от которого она отказалась.

На момент обращения суставной синдром проявлялся только артралгиями, деформаций суставов не было. Назначено лечение пептидными препаратами NeyNormin Nr 65 и NeyChon Nr 68. Курс состоял из 20 инъекций, внутривенно струйно, 2-3 раза в неделю, начиная с разведения D7, с дальнейшим переходом на разведение D4.

Предшествующий курс детосксикации сопровождался волнообразными обострениями, с явлениями ОРЗ. На фоне пептидотерапии полностью купирован болевой синдром, значительно уменьшились слабость и утренняя скованность в суставах. Курс пептидотерапии повторялся через полгода. Через год лабораторное обследование показало снижение уровней антител к виментину до 85 Ед/мл и тиреопероксидазе до 140 МЕ/мл. В настоящее время пациентка хорошо себя чувствует, повторно вышла замуж, планирует вторую беременность.

Наблюдение 2. Пациентка Г., 54 лет, обратилась в апреле 2012 г. В течение двух лет отмечался выраженный болевой синдром в суставах, развились деформации суставов кистей рук. При обследовании установлен диагноз ревматоидного полиартрита с высокой активностью аутоиммунного процесса. Проводилось лечение в каридиоревматологическом стационаре – пульс-терапия кортикостероидными препаратами с дальнейшим переходом на цитостатики. На фоне иммуносупрессивного лечения отмечалось увеличение массы тела, повышение артериального давления. В связи с возникшими побочными эффектами, пациентка отказалась от лечения иммуносупрессивными средствами.

На момент обращения были постоянные артралгии, деформации суставов кистей рук, анкилозы локтевого и плечевого суставов справа. Лабораторные исследования показали чрезвычайно высокий уровень антител к виментину (более 1000 Ед/мл), повышение уровня антител к тиреопероксидазе до 180 МЕ/мл, высокие уровни СРБ, фибриногена и СОЭ.

После предварительной системной детоксикации проведен курс пептидотерапии препаратами NeyNormin Nr 65 и NeyChon Nr 68. Курс состоял из 20 инъекций, внутривенно струйно, 2-3 раза в неделю, начиная с разведения D7, с дальнейшим переходом на разведение D4. В дальнейшем курс повторен через полгода. Значительное улучшение самочувствия отмечено в течение первого месяца лечения.

В настоящее время у пациентки нет болей в суставах, стойко нормализовалось артериальное давление, восстановилась нормальная масса тела. Объем движений в суставах существенно увеличился, уменьшились деформации. По данным лабораторного исследования снизились уровни антител к виментину до 65 Ед/мл и к тиреопероксидазе до 65 МЕ/мл, нормализовался уровень неспецифических маркеров воспаления.

Выводы:

Пептидотерапия эффективна в комплексном лечении ревматоидного полиартрита;

Применение пептидотерапии позволяет снизить воспаление в суставах уменьшить деформацию суставов, без отрицательных побочных эффектов;

При ревматоидном полиартрите целесообразно длительное лечение с повторными курсами пептидотерапии раз в полгода.