Остеопатия

Слово "остеопатия" ново и иногда даже не понятно для российского человека. Между тем это динамично развивающаяся область медицины, существующая уже более 100 лет. Она хорошо зарекомендовала себя в лечении и профилактики многих заболеваний, как дополнение к классической терапии, так и в случаях, когда традиционная медицина оказалась бессильна.

Очень часто бывает так, что столкнувшись с тем или иным заболеванием, человек вынужден обойти массу специалистов в поисках решения своей проблемы. Диагнозы накапливаются, вместе с ними растут и списки лекарств, выписанных докторами, а понимание причины возникновения болезни так и не появляется. К сожалению, порой не приходит и облегчения состояния.

Врач-остеопат может оказаться тем специалистом, который взглянет на организм пациента, как на единое целое, а не как на разрозненный набор органов и симптомов, попытается найти глубинную причину заболевания. Ведь надо понимать, что в большинстве случаев источник проблемы далек от места ее проявления.

Ни у кого не вызывает сомнения выражение "Движение – это жизнь". Для остеопата движение (а точнее подвижность и свобода движения) это в первую очередь здоровье. Все структуры в человеческом организме подвижны и выполняют свои функции, повинуясь собственной анатомии и физиологии. Если движение нарушается вследствие какого-либо патологического процесса (воспаления, травмы и др.), неизбежно будет страдать и функция поврежденного органа. А это в свою очередь приведет к изменениям в структурах с ним взаимосвязанных. Эта связь может быть анатомической (по соседству), гемодинамической (по сосудистой системе) или невральной (через нервную систему). Задача остеопата найти этот участок ограниченного движения и устранить напряжение тканей.

Как же он будет это делать?
Диагностика и лечение на сеансе проводится исключительно руками врача. В ходе своего обучения остеопаты развивают тончайшую чувствительность при пальпации, могут на ощупь различить мельчайшие изменения структуры, температуры, подвижности тканей. А глубокое знание анатомии, физиологии и законов биомеханики, по которым существует человеческое тело, помогает установить взаимосвязь поврежденных структур и выяснить, что же стало причиной болезни.

На приеме врач восстанавливает нормальное положение тканей, улучшает кровоснабжение, проводимость нервных импульсов, тем самым возвращает баланс в организме пациента. Так же, воздействуя на причину заболевания, остеопат помогает включиться процессам саморегуляции, которые позволяют организму восстановиться значительно быстрее.

В остеопатии существует множество техник и подходов к лечению. Условно их можно разделить на 3 направления:

1. Структуральная остеопатия — это работа в основном с костно-мышечной системой. С помощью этих техник врач может оказать воздействие на спазмированные мышцы, увеличить объём движения в суставах. Это эффективные приемы, которые применяются для коррекции нарушений осанки, при позвоночных болях, последствиях различных травм и др.
  2. Висцеральная остеопатия — направлена на работу с внутренними органами человека. С помощью глубокой пальпации можно разрешить проблемы желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, мочеполовой системы.
  3. Краниальная остеопатия — методика, позволяющая доктору оценить положение костей черепа и все структуры с ними связанные. Оболочки и сосуды мозга, спинной мозг, состояние ликвородинамики. Это мягкий способ воздействия на центральную нервную систему, помогающий при головных болях, нарушениях кровоснабжения мозга, головокружениях, многочисленных расстройствах неврологической и психической сфер.

Таким образом мы видим, что остеопат, имея такой разносторонний арсенал техник, может помогать пациентам с совершенно различными заболеваниями.

По существу, остеопат может помочь при большинстве заболеваний. Но наиболее распространенными показаниями к остеопатическому лечению являются:

• Головные боли, головокружение;
  • Боли в шее, боли в спине (остеохондроз, радикулиты, прострелы, нарушение свободы движений, онемение в конечностях), грыжи межпозвонковых дисков;
  • Боли в груди (несердечной причины), межреберная боль, невралгия;
  • Боли и скованность в суставах;
  • Функциональные нарушения структур головного мозга (бессонница, стрессовые состояния, хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, гиперактивность у детей и др.);
  • Последствия травм и операций, последствия дорожно-транспортных происшествий;
  • Проблемы здоровья, связанные с высокими спортивными нагрузками;
  • Растяжения мягких тканей, мышечные боли, спазмы мышц;
  • ЛОР заболевания: бронхиты, частые простуды, синуситы, риниты, гаймориты;
  • Бронхиальная астма, аллергии;
  • Проблемы органов зрения: конъюнктивиты, нарушение секреции слёзных желёз, близорукость, астигматизм, косоглазие;
  • Нарушения слуха;
  • Стоматологические проблемы, пластины, брекет-системы;
  • Множество разных заболеваний внутренних органов;
  • Некоторые виды бесплодия;
  • Гинекологические заболевания, менструальные боли, период климакса;
  • Урологические проблемы;
  • Нарушения потенции, эректильная дисфункция;
  • Последствия стресса, депрессии, переутомление;
  • Профессиональные заболевания (предотвращение и коррекция).

Остеопатическое лечение имеет очень мало противопоказаний. Принято учитывать следующие противопоказания:

• Некоторые острые инфекции;
  • Острая сердечная недостаточность;
  • Острые нарушения мозгового кровообращения;
  • Кровотечения;
  • Туберкулез в открытой форме;
  • Инфекционно-воспалительные процессы в позвоночнике и суставах (туберкулезный спондилит, остеомиелит);
  • Острый период травм черепа, позвоночника и суставов;
  • Состояния сразу после операции на позвоночнике, внутренних органах, суставах;
  • Острые психические расстройства;
  • Системные заболевания крови;
  • Острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга и его оболочек (миелит, менингит и т.п.);
  • Острые нарушения спинномозгового кровообращения (спинальные инсульты), тромбоз и окклюзия позвоночной артерии.

Остеопатия не является средством от всех проблем и очевидно, что при серьезных системных заболеваниях, онкологических проблемах, остро протекающих инфекциях главную роль в лечении будет играть классическая медицина. Но даже при таких тяжелых ситуациях приемы остеопата могут помочь восстановиться организму, улучшить качество жизни, предотвратить обострения заболевания.

Преимуществом остеопатии так же является мягкость и безболезненность воздействия, что делает ее незаменимой при лечении не только взрослых пациентов, но и детей. Прием остеопата показан и малышам с первых недель жизни, и беременным, и кормящим женщинам.

Для современного человека остеопатия становится привлекательной альтернативой привычным методом лечения. И не удивительно, что все больше и больше людей обращаются за помощью к врачам остеопатам, так как знают, что:

• Остеопатия мануальная система диагностики и лечения рассматривающая организм человека как единое целое;
  • Тонко чувствующие руки врача помогут выявить изначальную причину заболевания;
  • Остеопатическое лечение призвано включить собственные ресурсы здоровья организма;
  • Все техники безболезненные и безвредные;
  • Знание различных подходов к телу человека и множества техник позволяет подобрать индивидуальную и эффективную программу лечения;
  • Безопасность техник делает остеопатию незаменимым методом лечения для детей.

В настоящее время, наверное, нельзя найти область медицины, которая развивается настолько быстро как остеопатия. В 2012 году Министерством здравоохранения Российской Федерации были утверждены должность «врач-остеопат», специальность высшего образования «остеопатия», тем самым утвердив ее место среди врачебных специальностей.